Адаптированная основная образовательная программа
Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
  • г. Махачкала, ул. Абубакарова 8
  • 8 (8722) 68-51-13
  • mkalai1@mail.ru

Сведения об организации

Адаптированная основная образовательная программа

Скачать программу.

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ  МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА И
ХОРОВОГО ПЕНИЯ»
для детей с ограниченными возможностями здоровья 

Срок реализации 4 года

2017 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

I. Пояснительная записка

1.1. Законодательная база адаптированной дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства и хорового пения»  для детей с ограниченными возможностями здоровья                         

1.2. Срок освоения программы, условия приёма учащихся                     

1.3. Цель и задачи программы                                                          

1.4. График образовательного процесса                                       

1.5. Система и критерии промежуточной и итоговой Аттестации                                                                               

1.6. Планируемые результаты освоения программы учащимися 

1.7. Условия реализации программы 

II. Учебный план 

III. План творческой, методической и культурно-просветительской деятельности школы 

IV. Литература 

V.  Список программ учебных предметов  

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.Законодательная база адаптированной дополнительной общеразвивающей программы «Основы музыкального исполнительства и хорового пения» для детей с ОВЗ:

Адаптированная дополнительная общеразвивающая  программа (ДОП) «Основы музыкального исполнительства и хорового пения», далее «программа», разработана с учетом требований следующих нормативных документов:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ от 29.12 2012 года;
  • Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, приказ Министерства образования и науки РФ от 26 июня 2012 г. N 504;
  • Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств по видам искусств (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 21 ноября 2013 года №191-01-39/06-ru);
  • Устава;
  • Локальных актов.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами дополнительного образования в сообществе сверстников и взрослых является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации. Обеспечение полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности закреплено Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Эта категория детей обладает дополнительными образовательными правами на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закреплёнными в ст. 2, 5, 16, 29, 31 ФЗ № 273.

Программа  устанавливает требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации данной программы.

Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса в школе, направлена на:

  • создание условий для реабилитации и полноценного развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
  • организацию эстетического воспитания детей,
  • привлечение наибольшего количества юных жителей города к художественному образованию,
  • творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося.

Для адаптации образовательной программы для обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья используются следующие методы:

  • проведение опросов, бесед, тестирования для определения особенностей психической деятельности и личностных характеристик детей-инвалидов и детей с ОВЗ для занятий по программе;
  • беседы с детьми и их родителями о здоровом образе жизни, о возможностях сохранения и самовосстановления здоровья, о направленностях программ дополнительного образования;
  • проведение педагогом дополнительного образования консультаций детей и родителей о направленностях и особенностях общеразвивающих программ ;
  • организация знакомства представителей детско-взрослого сообщества;
  • проведение психолого-педагогических тренингов на повышение самооценки, функциональная тренировка поведения, мышечная релаксация, комплекс гимнастики для рук;
  • проведение занятий по развитию коммуникабельности и навыков общения в стандартных ситуациях: проведение игровых программ и массовых игр: игры знакомства, игры по этикету; ролевые игры-шутки; упражнения на вербальную и невербальную коммуникацию; игры на развитие эмоциональных реакций и различных видов поведения в разных ситуациях;
  • организация участия обучающихся по программе в творческих коллективах школы, коллективной творческой деятельности.

1.2. Срок освоения программы, условия приёма обучающихся

Срок освоения дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства и хорового пения» для детей с ОВЗ, составляет:

  • для детей, поступивших  в  первый класс школы  в возрасте от   восьми до четырнадцати лет -  составляет 4 года.

Срок обучения по программе может быть увеличен, исходя их реальных условий развития обучающегося, состояния его здоровья.

При приёме на обучение детей по программе в  создаётся комиссия и проводится собеседование с поступающим. Зачисление детей на обучение по программе производится на основании заявления родителей и собеседования с поступающим.

На всех этапах освоения общеразвивающих программ для обучающихся с ОВЗ, проявляющих специальные способности и повышенную мотивацию,  предусмотрена возможность их подготовки и перевода на освоение предпрофессиональных программ.

Переход обучающихся по их желанию и заявлению родителей с общеразвивающей образовательной программы на предпрофессиональную образовательную программу может осуществляться на основании творческих испытаний.

Объем общеразвивающей программы рассчитывается с учетом доступного для его реализации ресурса времени обучающегося, допустимой учебной нагрузки при одновременном освоении программ общего (обязательного) и дополнительного образования, состояния здоровья ребёнка с ОВЗ,

Общеразвивающая программа предусматривает внеаудиторную работу с обучающимися. Отводимое для внеаудиторной работы время используется  для организации посещения учащимися учреждений культуры, участия обучающихся в творческих мероприятиях и социокультурной деятельности школы. 

1.3. Цель и задачи программы:

Целью реализации образовательной программы является:

  • раскрытие творческого потенциала личности ребёнка с ОВЗ в детско-взрослом сообществе, формирование жизненных и социальных компетенций через общение с миром музыкального искусства. 

Задачи адаптации программы призваны решать следующие проблемы:

  • помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в оценке их личностных характеристик, формировании адекватного представления о социальных ограничениях и возможностях их преодоления;
  • организация индивидуального маршрута обучения ребёнка, ориентированного на его интересы и возможности;
  • развитие творческих форм обучения и взаимодействия со сверстниками;
  • помощь детям и родителям в преодолении стереотипов мышления о непреодолимости ограничений, накладываемых инвалидностью;
  • выявление творческого потенциала обучающихся-инвалидов, детей с ОВЗ путём включения в разнообразные виды деятельности совместно со здоровыми детьми (участие в творческих коллективах, посещение зрелищных мероприятий, участие в конкурсах и фестивалях, занятиях ДТО);
  • оказание психологической помощи детям, их родителям в развитии навыков общения для психологической ориентации инвалидов на выход из пассивного социального состояния. 

Задачи образовательные:

  • реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкального искусства;
  • формирование активной оптимистической жизненной позиции;
  • формирование потребности художественного самовыражения;
  • приобретение детьми знаний, умений и навыков основ игры на одном из инструментов (фортепиано, скрипка, баян, аккордеон, балалайка, домра), позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения;
  • приобретение детьми умений и навыков сольного и ансамблевого музицирования, хорового пения;
  • приобретение детьми основ музыкальных  и общекультурных теоретических знаний. 

Задачи развивающие:

  • развитие навыков сознательной регуляции собственного поведения в обществе;
  • развитие мотивационной и эмоционально-волевой сферы;
  • приобретение детьми опыта творческой деятельности;
  • развитие навыков коллективного музицирования;
  • общее интеллектуальное и музыкальное развитие детей;
  • развитие способностей к социализации и адаптации к жизни в обществе;
  • развитие общей культуры обучающихся. 

Задачи воспитательные:

  • овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
  • формирование  у обучающихся нравственных черт характера посредством проживания и осмысления художественных образов;
  • воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
  • формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
  • формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
  • воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • формирование общей культуры обучающихся. 

1.4. График образовательного процесса 

Продолжительность учебного года при реализации общеразвивающей программы «Основы инструментального исполнительства» составляет 39 недель, продолжительность учебных занятий 34 – 35 недель.

В течение учебного года предусматриваются каникулы в объёме не менее 4 недель.

Летние каникулы устанавливаются в объёме 13 недель.

Каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

При реализации общеразвивающих программ продолжительность учебных занятий, равная одному академическому часу составляет 45 минут.

Изучение учебных предметов учебного плана осуществляется в форме индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 12 человек, по ансамблевым учебным предметам – от 2 человек), групповых занятий (численностью от 12 человек).

Некоторым детям может понадобиться дополнительная помощь, учитывая характер нарушения – дополнительное сопровождение или оборудование и т.д. 

1.5. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации

Оценка качества реализации образовательной программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания, зачеты. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачётов, концертных выступлений. Контрольные уроки, зачёты и экзамены могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов. При проведении академических концертов, зачётов следует учитывать состояние здоровья обучающегося с ОВЗ, его развитие. Возможно проведение зачёта в классном порядке.

Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. По окончании полугодий учебного года, как правило, оценки выставляются по каждому изучаемому предмету. Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании четверти.

Текущий контроль и промежуточная аттестация проводятся в счёт аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, учитывающие специфику физических и интеллектуальных данных детей с ОВЗ, особенности их развития. Они включают в себя типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.       Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков  в области музыкального искусства.

Освоение обучающимися дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства и хорового пения» для детей с ОВЗ завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой школой. 

Итоговая аттестация проводится в форме итоговых зачётов (экзаменов) по предметам:

1. Для обучающихся по программе «Основы музыкального исполнительства»:

1) Музыкальный инструмент.

2) Основы музыкальной грамоты и слушание музыки. 

2. Для обучающихся по программе «Основы хорового пения»:

1)    Хор

2)    Музыкальный инструмент (фортепиано)

3) Основы музыкальной грамоты и слушание музыки. 

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:

  • общие знания о  композиторах, музыкальных произведениях;
  • общие знания об основах музыкальной терминологии, инструментального репертуара, ансамблевого и оркестрового репертуара;
  • достаточный  для ребёнка с ОВЗ уровень владения инструментом для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и жанров;
  • владение навыками слухового восприятия;
  • некоторые творческие умения и навыки: пение гаммы, навыки дирижировани;я
  • владение основными вокальными навыками;
  • наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры.

Система оценок в рамках промежуточной и итоговой аттестации предполагает пятибальную шкалу в абсолютном значении:

  • «5» - отлично;                                                                
  • «4» - хорошо;
  • «3» - удовлетворительно;
  •  «2» - неудовлетворительно.
  • Оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и
  • «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление каждого обучающегося. 

Общие  критерии  оценивания  выступлений
в рамках промежуточной и итоговой аттестации 

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

знания, умения, навыки, отвечающие всем требованиям на данном этапе обучения

 

4 («хорошо»)

наличие небольших недочётов в умениях, навыках, пробелов в  знаниях

3 («удовлетворительно»)

неуверенное владение знаниями, умениями, навыками

2 («неудовлетворительно»)

комплекс  серьезных  недостатков  в развитии  умений,  навыков,   отсутствие знаний  по предмету

Система оценок в рамках промежуточной и итоговой аттестации предполагает пятибальную шкалу в абсолютном значении:

«5» - отлично;                                                             

«4» - хорошо;

«3» - удовлетворительно;

«2» - неудовлетворительно.

Оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление каждого обучающегося.

При оценивании обучающегося, осваивающего адаптированную  общеразвивающую программу «Основы музыкального исполнительства и хорового пения» для детей с ОВЗ, следует учитывать:

  • формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;
  • степень индивидуального развития обучающегося с ОВЗ;
  • особенности состояния здоровья, физическое и интеллектуальное развитие;
  • развитие рефлексивных способностей, умений анализа и самоанализа;
  • развитие творческого потенциала;
  • наличие исполнительской культуры, музыкального мышления;
  • овладение основными практическими умениями и навыками в некоторых видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, хоровом, ансамблевом исполнительстве;
  • степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений. 

1.6. Планируемые результаты освоения программы обучающимися 

Минимум содержания адаптированной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства и хорового пения» для детей с ОВЗ должен обеспечивать развитие значимых для реабилитации, образования, социализации, самореализации подрастающего поколения интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его личностных и духовных качеств.

Результатом освоения общеразвивающей программы должно быть приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:

  • расширение социального опыта детей и их родителей о компенсаторных способностях организма, расширение компетентности детей в области государственных социально-образовательных программ, направленных на доступность дополнительного образования данной категории детей;
  • развитие рефлексивных способностей, умений анализа и самоанализа;
  • развитие творческого потенциала обучающихся;
  • формирование социальных и жизненных компетенций;
  • приобретение детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ социально значимого опыта взаимодействия со здоровыми сверстниками;
  • совершенствование навыков общения, уменьшение проблем подростков в сфере межличностного общения, в учебной деятельности;
  • ознакомление общественности с проблемами детей-инвалидов и детей с ОВЗ через публичную демонстрацию достижений (конкурсы, концерты, мастер-классы, открытые уроки, участие в деятельности школьного ученического актива, в работе ДТО); 

в области исполнительской подготовки:

  • навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, коллективное исполнение);
  • умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;
  • умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения  различных жанров и стилей;
  • навыков публичных выступлений;
  • навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности школы;
в области историко-теоретической подготовки:
  • первичных знаний о музыкальных жанрах и основных стилистических направлениях;
  • знаний лучших образцов мировой музыкальной культуры (творчество великих композиторов, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области музыкального искусства);
  • знаний основ музыкальной грамоты;
  • знаний основных средств выразительности, используемых в  музыкальном искусстве;
  • знаний  наиболее употребляемой музыкальной терминологии. 

1.7. Условия реализации программы

Для реализации программы в  создаются специальные условия:

  • дифференцированные условия (оптимальный режим образовательных нагрузок для каждого обучающегося);
  • психолого-педагогические условия (коррекционно-развивающая направленность образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
  • специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики развития ребёнка; комплексное воздействие на детей, осуществляемое на индивидуальных и групповых занятиях);
  • здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок детей, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).    
    Адаптация программы строится по модульному принципу и включает в себя следующие модули:
    • Модуль коллективной и социокультурной образовательной деятельности совместно со здоровыми детьми, включающий в себя коллективную продуктивную деятельность, исходя из интересов и потребностей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
    • Модуль социально-психологической поддержки, включающий в себя комплекс психолого-педагогических тренингов по развитию навыков общения, формированию адекватной самооценки и уровня притязаний, развитию способностей и склонностей, которые могут способствовать самоорганизации и самореализации в образовательной среде здоровых сверстников.
    • Валеологический модуль, направленный на формирование объективного представления об ограничениях, компенсаторных возможностях человеческого организма, о методах и формах их преодоления.

    Кадровые условия реализации программы:

    Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, должна составлять не менее 25 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной образовательной программе.

               До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны

    иметь высшее профессиональное образование, может быть заменено преподавателями, имеющими среднее профессиональное образование и государственные почетные звания в соответствующей профессиональной сфере, или специалистами, имеющими среднее профессиональное образование и стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 15 последних лет.

    Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 32-33 недели - реализация аудиторных занятий, 2-3 недели - проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических работников должна быть направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных образовательных программ.

    Непрерывность профессионального развития педагогических работников должна обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 72-х часов, не реже чем один раз в пять лет в ОУ, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности. Педагогические работники должны осуществлять творческую и методическую работу.

    Образовательная организация создаёт условия для взаимодействия с другими образовательными учреждениями, реализующими образовательные программы в области музыкального искусства, в том числе и профессиональные, с целью ведения методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы, использования передовых педагогических технологий.

    Необходимо предусмотреть возможность привлечения специалистов по коррекционной педагогике, педагогов-психологов и других специалистов  из ОУ города при работе с данной категорией детей.

    Финансовые условия реализации  программы:

    При реализации программы необходимо планировать работу концертмейстеров с учетом сложившихся традиций и методической целесообразности:

    • по учебному предмету «Музыкальный инструмент» (скрипка, домра, балалайка, виолончель) - 100 процентов аудиторного учебного времени;
    • по учебному предмету «Коллективное музицирование» (хоровое пение, оркестр) – 100 процентов от аудиторного учебного времени;
    • по учебному предмету «Ансамбль» - 100 процентов аудиторного учебного времени; 

    Материально-технические условия реализации программы:

    Материально-техническая база  соответствует действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам, нормам охраны труда.

    Образовательное учреждение располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов занятий, предусмотренных учебным планом.

    Учебные аудитории для проведения индивидуальных, групповых, мелкогрупповых занятий имеют специальное учебное оборудование: столы, стулья, шкафы, стеллажи, музыкальные инструменты, пульты для нот, аудио и видеоаппаратуру, мультимедийное оборудование.

    Учебные аудитории имеют звукоизоляцию и оформлены наглядными пособиями. Учебные аудитории для индивидуальных занятий имеют площадь не менее  6 кв.м.

    В образовательной организации созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов и учебного оборудования.

    В школе имеются малый и концертный залы для проведения зачётов, концертных, культурно-досуговых, воспитательных и просветительских мероприятий.

    Образовательная программа обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.

    В образовательном процессе используются учебники, учебно-методические пособия, хрестоматии, нотные издания, аудио, видеоматериалы и другие учебно-методические материалы, перечень которых содержится в программах учебных предметов.

    Библиотечный фонд укомплектован печатными изданиями,  учебной и учебно-методической литературой, нотными изданиями в объёме, соответствующем требованиям программы. 

    II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

    Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа в области

    музыкального искусства

    «Основы музыкального исполнительства и хорового пения»

    для детей с ОВЗ

     Срок обучения – 4 года

    1.«Основы музыкального исполнительства»

    п/п

    Наименование предмета

    Количество часов в неделю

    Промежуточная аттестация

    (годы обучения)

    Итоговая аттестация

    (годы обучения)

    Классы

    I

    II

    III

    IV

    1.

    Учебный предмет исполнительской подготовки:

    2

    2

    2

    2

    1.1.

    Музыкальный инструмент

    2

    2

    2

    2

    I, II, III

    IV

    2.

    Учебный предмет историко-теоретической подготовки:

    2

    2

    2

    2

     

     

    2.1.

    Основы музыкальной грамоты и слушания музыки

    1

    1

    1

    1

    I, II, III

    IV

    3.

    Учебный предмет по выбору:

    1

    1

    1

    1

    3.1..

    Коллективное музицирование (хоровое пение, оркестр)

    1 (0)

    1 (0)

    1 (0)

    1 (0)

    I, II,III,IV

    3.2

    Ансамбль

    1 (0)

    1 (0)

    1 (0)

    1 (0)

    I, II,III,IV

     

    ВСЕГО

    5

    5

    5

    5

     

     

    Примечание:

    1.Возраст детей, приступающих к освоению программы -  от 8 до 14 лет.

    2.Млами классами следует считать I-II классы, старшими – III-IV классы.

    3.Выпускники IV класса считаются окончившими полный курс образовательного учреждения.

    4.Предмет по выбору вводится в учебный план, исходя из состояния здоровья ребёнка, и с учётом его пожеланий. Возможно занятие предметом «Коллективное музицирование», либо предметом «Ансамбль».

    5.Основной формой занятий по предмету «Коллективное музицирование» в I-II классах являются занятия хоровым пением. В III-IV классах часы, отведенные на данный предмет, могут быть используются для занятий хоровым пением или  оркестром (по выбору).

    6.Количественный состав групп по предмету «Основы музыкальной грамоты и слушания музыки»  для детей с ОВЗ – от 3-х человек (возможны также мелкогрупповые формы работы от 2-х человек), по хору  в среднем –12 человек, по оркестру – 4-6 человек, по ансамблю - от 2-х человек.

    7.Школа может предусматривать репетиционные часы и сводные занятия оркестром и хором для подготовки общешкольных концертов и других мероприятий, направленных на совершенствование образовательного процесса.

    8.Необходимо предусмотреть концертмейстерские часы:

    ·       Для проведения занятий с хорами по группам в соответствии с учебным планом и для сводных репетиций.

    ·       Для проведения занятий по музыкальному инструменту (домра, балалайка, скрипка, виолончель) из расчета 1час в неделю на каждого ученика.

    ·      Для занятий по предмету «Ансамбль» - 100% учебного времени.

    Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа в области

    музыкального искусства

    «Основы музыкального исполнительства и хорового пения»

    для детей с ОВЗ

     Срок обучения – 4 года

    2.«Основы хорового пения»

    п/п

    Наименование предмета

    Количество часов в неделю

    Промежуточная аттестация

    (годы обучения)

    Итоговая аттестация

    (годы обучения)

    Классы

    I

    II

    III

    IV

    1.

    Учебный предмет исполнительской подготовки:

    2

    2

    2

    2

    1.1.

    Хор

    2

    2

    2

    2

    I,II,III

    IV

    1.2.

    Музыкальный инструмент

    1

    1

    1

    1

    I, II, III

    IV

    2.

    Учебный предмет историко-теоретической подготовки:

    2

    2

    2

    2

     

     

    2.1.

    Основы музыкальной грамоты и слушания музыки

    1

    1

    1

    1

    I, II, III

    IV

    3.

    Учебный предмет по выбору:

    1

    1

    1

    1

    3.1.

    Сольное пение

    1 (0)

    1 (0)

    1 (0)

    1 (0)

    I, II,III,IV

     

    ВСЕГО

    5

    5

    5

    5

     

     

     Примечание: 

    1.Возраст детей, приступающих к освоению программы -  от 8 до 14 лет.

    2.Млами классами следует считать I-II классы, старшими – III-IV классы.

    3.Выпускники IV класса считаются окончившими полный курс образовательного учреждения.

    4.Предмет по выбору вводится в учебный план, исходя из состояния здоровья ребёнка, и с учётом его пожеланий. Возможно занятие предметом «Вокальный ансамбль», либо предметом «Сольное пение».

    5.Количественный состав групп по предмету «Основы музыкальной грамоты и слушания музыки»  для детей с ОВЗ – от 3-х человек (возможны также мелкогрупповые формы работы от 2-х человек), по хору  – 8-12 человек.

    7.Школа может предусматривать репетиционные часы и сводные занятия хора для подготовки общешкольных концертов и других мероприятий, направленных на совершенствование образовательного процесса.

    8.Необходимо предусмотреть концертмейстерские часы:

    • Для проведения занятий с хорами по группам в соответствии с учебным планом и для сводных репетиций.

    • Для проведения занятий по учебным предметам: «Музыкальный инструмент» (домра, балалайка, скрипка, виолончель),  «Сольное пение» – 100 % аудиторного учебного времени. 

    III.      ПЛАН ТВОРЧЕСКОЙ, МЕТОДИЧЕСКОЙ И КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ

    Высокое качество образования, его доступность, открытость, привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие, эстетическое воспитание и художественное становление личности обеспечиваются созданием в образовательной организации комфортной, развивающей образовательной среды.

    Творческая и культурно-просветительская деятельность обучающихся направлена на развитие творческих способностей обучающихся, пропаганду среди различных слоёв населения лучших достижений отечественного и зарубежного искусства.

    Активное вовлечение детей с ОВЗ, детей-инвалидов в данную деятельность способствует их реабилитации, адаптации к жизни в обществе, комплексному развитию. Их активное участие в творческих коллективах, конкурсах и фестивалях, концертной и коллективной творческой деятельности создаёт необходимые условия  для их физического, психологического и интеллектуального развития, адаптации и реабилитации, социализации.

    С целью реализации творческой и культурно-просветительской деятельности в образовательном учреждении созданы учебные творческие коллективы (учебные оркестры, вокальные и инструментальные ансамбли, хоровые коллективы).

    Творческие мероприятия:

    Месяц проведения

    Мероприятия

    1.09

    День знаний

    сентябрь

    День здоровья. Коллективный выход на природу. 

    октябрь

    Школьный праздник «Посвящение в первоклассники»

    Тематические занятия в ДТО «Народник», «Юный пианист», «В мире прекрасного», «Орфей», «Лира»

    День самоуправления 

    ноябрь

    Школьный конкурс этюдов или самостоятельной работы обучающихся

    декабрь

    Новогодние мероприятия для учащихся школы и родителей

    Школьный конкурс на лучшую новогоднюю игрушку «Подарок Деду Морозу»

    Тематические занятия и вечера отдыха в ДТО 

    Февраль

    Школьная олимпиада по музыкальной литературе 

    Март

    Школьные конкурсы, фестивали и олимпиады: «Звучит рояль», юных исполнителей на народных инструментах, юных скрипачей, олимпиада по сольфеджио

    Занятия и творческие встречи в ДТО 

    Праздники и творческие мероприятия к Международному дню 8 марта. Концертные программы для родителей

    Апрель

    Творческий отчёт отделений и творческих коллективов

    Май

    Творческий отчёт школы 

    Выпускной вечер 

    Занятия в ДТО 

    Концерты-встречи с учащимися КОКМИ им. Казенина

    Городской конкурс для детей с ОВЗ «Луч надежды»

    В течение года

    Организация выставок, экскурсий, музейных уроков в  «Музее-клубе российской культуры»

    В течение года

    Организация посещений обучающимися учреждений культуры и организаций: филармоний, выставочных залов, театров, музеев

    В течение года

    Участие обучающихся и преподавателей в конкурсах, фестивалях и олимпиадах разного уровня. 

    В течение года

    Организация городских и межрайонных конкурсов и фестивалей на базе

    В течение года

    Организация творческой деятельности совместно с другими образовательными учреждениями, общественными организациями, предприятиями города.

     Методическая работа: 

    Месяц проведения

    Мероприятия

    В течение года

    Повышение квалификации преподавателей. Обучение на курсах ПК, участие в творческих школах, семинарах, конференциях, в том числе, по вопросам инклюзивного образования и т.д.

     

    В течение года

    -  Работа над единой методической темой школы «Повышение качества образовательного процесса через внедрение новых педагогических  и информационно-коммуникационных технологий с учётом федеральных государственных требований»

    -  Повышение компьютерной грамотности преподавателей

     

    В течение года

    Подготовка документов к аттестации преподавателей

     

    В течение года

    Разработка адаптированных программ учебных предметов дополнительных общеразвивающих программ

    В течение года

    Работа в составе методического совета

     

    В течение года

    Консультации, открытые уроки преподавателей КОКМИ им. Казенина

     

    В течение года

    Взаимопосещение уроков

     

    Октябрь, декабрь, февраль, апрель

    Работа ШМО, отчёты преподавателей  по самообразованию. Открытые уроки, доклады, презентации, творческие отчёты преподавателей.

     

    Ноябрь, март

    Участие преподавателей  в работе ГМО, ММО

     

    В течение года

    Работа преподавателей в качестве членов жюри школьных и городских конкурсов

     

    Май

    Отчёт руководителя  ШМО  о проделанной работе

     

     Культурно-просветительская деятельность:

    Месяц проведения

    Мероприятия

    1 раз в четверть

    «Детская филармония» для учащихся общеобразовательных школ и МДОУ города. Концерты, концерты-беседы, беседы об искусстве

    В течение года

    Участие в городских творческих проектах и концертных программах

    В течение года

    Участие в благотворительных концертах в социальных учреждениях

    В течение года

    Участие в концертах на предприятиях, в учреждениях города

    В течение года

    Участие одарённых детей в концертных программах областного центра и России

    В течение года

    Школьные концертные программы, беседы об искусстве для жителей города

     

    В течение года

    Экскурсии по школе для воспитанников ДОУ и учащихся млах классов школ города

    В течение года

    Организация выставок, экскурсий в школьный «Музей-клуб российской культуры» для воспитанников ДОУ и обучающихся школ города

     

    IV. ЛИТЕРАТУРА:

    1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ст. 83, от 21.12. 2012 г.

    2.    Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, приказ Министерства образования и науки РФот 26 июня 2012 г. N 504/

    3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

    4. Рекомендации по организации образовательной деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств по видам искусств от 23 ноября 2013 г. №191-01-39/06 - ги.

    5. Фришман И.И. Требования к адаптации программ дополнительного образования с учётом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Москва, 2014 г.

    6. Интернет-ресурсы

    VI.    СПИСОК ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ 

    № п/п

     

    Название программы учебного предмета

    Разработчики

    1.

    Музыкальный инструмент

    • Балалайка 
    • Домра


    преподаватель высшей категории 
    преподаватель высшей категории    
    2. Хор преподаватель первой категории 
    3. Основы музыкальной грамоты и слушания музыки преподаватель высшей категории
    заместитель директора по ВР преподаватель высшей категории